Откровенный разговор
Как помочь нашим детям?
- 22.02.13
В наше время с особой болью приходится наблюдать нравственную и физическую деградацию детей. Мало того, многие младенцы уже рождаются тяжело больными. Но еще страшнее появление на свет детей со склонностями ко злу. В раннем возрасте у них проявляется распущенность, чрезмерное себялюбие, эгоизм. С нашего молчаливого согласия, безразличия или равнодушия стали нормой их жизни наркотики, табак, спиртное, ранние половые связи. И часто мы слишком поздно понимаем, что наших детей нужно учить элементарному добру и порядочности. С каким огромным трудом и нервным напряжением приходится это делать. И начинаем мы думать — кто же виноват: воспитатели, учителя, их друзья, или еще кто-то...? Но нельзя забывать, что мы и только мы будем отвечать перед Богом за своих детей и отчасти за внуков.
«Из тех, которых Ты мне дал, я не погубил никого» (Ин. 18, 9), — так молился Христос Отцу Небесному, Почему Сын Божий именно так сказал? Ведь Он никого погубить не мог, и не давал даже повод к соблазну. Но Господь считал, что не приложить должных усилий для спасения душ, Ему вверенных, все равно, что погубить их.
А теперь спросим себя: все ли мы сделали, все ли силы приложили для должного и правильного воспитания своих детей? Да и, собственно, каким должно оно быть, с какого момента должно начинаться? А ведь в древности знали, что воспитывать детей нужно уже с момента их зачатия, когда рождается ДУША ребенка. При слиянии двух клеток (мужской и женской), несущих в себе генетическую основу тела и души, происходит рождение новой личности, ранее не существовавшей. «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, чем ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1, 5), — говорит Господь пророку Иеремии. Поэтому ребенок наследует наклонности своих родителей как хорошие, так и плохие. Вспомним историю — когда был зачат Каин, его родители, Адам и Ева, были в состоянии гордости, злобы, раздражения и обиды на Бога и друг на друга. Все это и унаследовал их первенец. Когда же наши прародители смирили свою гордость, покаялись и все простили друг другу, то у них родился добрый и кроткий Авель (Быт. 4, 1-16). Также и у царя Давида после содеянного греха родился слабый и болезненный сын, который вскоре умер. Когда же царь покаялся и принес должный плод покаяния, то родился Соломон (2 Цар. 12, 14-25), ставший мудрейшим из царей (Пар. 1, 7-12). Большую роль для физического здоровья и нравственного воспитания ребенка играет забота о нем родителей, особенно матери, уже в период беременности. Также важны и отношения между родителями. Ведь все мы знаем, если мать радуется, то и дитя веселится в утробе ее, а когда огорчается или плачет — ребенок также тревожится. То же самое происходит и в нравственном отношении: чем больше мама старается жить по воле Божьей, тем более это благотворно отражается и на нравственном состоянии ребенка, и наоборот. Вспомним, какие родители были у Пресвятой Богородицы, Иоанна Крестителя, Святителя Николая, Сергия Радонежского, Серафима Саровского. Все они часто молились Богу, были людьми благочестивыми, творили много милости, не осуждали других, не ссорились и любили друг друга. Поэтому и дети их были благословенны уже от чрева матери, и выросли на радость не только родителям, но и многим людям. Так, например, повествует Евангелие о рождестве Иоанна Крестителя: «И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются» (Лк. 1,14).
Огромную роль для будущего воспитания детей и их здоровья играет исповедь и причастие родителей, особенно матери. Во время исповеди она разрешается от своих грехов, а в таинстве Причастия соединяется с Богом посредством Тела и Крови Иисуса Христа (Ин. 6, 56), исполняясь вместе со своим ребенком великой благодати.
Когда Пресвятая Дева Мария, носившая в утробе Иисуса Христа, встретилась с праведной непраздной Елисаветой, матерью Иоанна Крестителя, то как он обрадовался и «взыгрался во чреве» матери (Лк. 1, 39-44)! Какое радостное действие оказал Господь на еще неродившегося святого младенца! Так и младенцы чувствуют радость, и бывает им большая польза, когда их мамы причащаются. И усердная молитва родителей, особенно матери, за своих детей, имеет большую силу. Также полезно давать младенцам понемногу святой воды, отирать ею лицо. А беременным и кормящим мамам необходимо как можно чаще пить святую воду. Обучать же детей вере лучше всего уже с той поры, как они только начинают разговаривать. Рассказывать о Боге нужно просто и доступно, и понемногу. Родители должны быть к детям внимательными, но прихоти детские выполнять далеко не все и не сразу. Апостол Павел пишет: «Родители, не раздражайте детей ваших» (Кол. 3, 21). И если мы их будем уважать и относиться к ним с пониманием, то они будут открыты для нас и станут нам доверять. Хвалить детей необходимо в меру и так, чтобы они не возомнили себя лучше других. Важно обучать их честности и объяснять, что честь нужно беречь смолоду. При необходимости детей нужно немного наказывать, но милосердно и указывать на причину. Обучая ребенка вере, необходимо объяснять, что суть ее состоит в достижении действенной и жертвенной любви к Богу и людям, без которой даже самые великие дела и подвиги не имеют смысла (1 Кор. 13,1-3). А цель жизни такова — мы должны подготовить себя и своих детей к восприятию Вечной Жизни, о которой пишет тайнозритель апостол Павел: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце никому из людей, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2,9)». И всегда необходимо помнить, что эта земная жизнь очень кратковременна и есть лишь подготовкой к Вечности. Крайне негативные последствия на ребенка производят аборты, сделанные матерью. К тому же, аборт часто становится причиной развода или ухудшения отношений между супругами, хотя внешне может казаться, что причина совсем иная. Нелишне сказать, что супружеская верность; и умеренность, особенно во время беременности, очень важны для ребенка. Серафим Саровский, наставляя одного молодого человека, сказал, что болезнь его жены произошла или от измены ей или от невоздержания по средам, пятницам и воскресным дням. Ибо от первого невоздержания могут родиться мертвые дети, от второго — жена при родах может умереть. Поэтому супружескую верность и умеренность нужно соблюдать хотя бы ради своих детей. « И будут два в плоть едину » (Мф. 19, 5), — говорится в Евангелии. Потому то, что делает один из супругов, отражается на всей семье. Черезмерное употребление спиртного, слабоалкогольных напитков может вызвать в потомках самые плачевные последствия. Крестить младенца надлежит как положено, уже с 8-го дня, чтобы благодать Божия как можно раньше воздействовала на его естество. «Кто не родится от воды и Духа - не может войти в Царство Божие» (Ин. 3, 5), тоесть без дара Божия, который преподается через таинства крещения, причастия и другие, невозможно человеку своими силами войти в Вечную жизнь. Когда к Спасителю принесли младенцев и грудных детей для возложения на них рук, ученики Его возбраняли это делать. Тогда Господь, вознегодовавши, сказал: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Божие» (Мк. 10, 14). Если мы не прилагаем должных усилий для того, чтобы наши дети пришли к Богу, то эти слова обращены прямо к нам. Когда дерево молодое, его рост легче направить в нужную сторону, но уже намного труднее, когда оно выросло искривленным.
Немаловажно помнить слова ап. Павла, что «жена спасается через чадородие, если пребудете в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2, 15). Не нужно бояться рожать детей даже в трудное время. Дети — это благословение Божие (Быт. 1, 28). Ведь чем больше детей, тем изобильнее Господь дает счастье и радость родителям, если они по слову Спасителя прикладывают все усилия - и духовные, и физические. Сколько Господь пошлет детей, столько, безусловно, и поможет прокормить, ведь у Бога и малые птицы не забыты, «и волосы у человека на голове сочтены» (Лк. 12, 6-7).
Когда мы оставим этот мир и перейдем в вечность на Земле останутся наши дети, которые и будут о нас молиться. Только бы мы всегда старались благоразумно воспитать их в вере, молясь Богу, уча благочестию, уважительному отношению к родителям и старшим. Мы сами должны подавать детям пример своей благочестивой жизнью, иначе они нас не услышат. А когда придет время каждому давать отчет перед Богом, мы тогда смело сможем сказать, подобно Христу «Господи, вот мы и дети, которых Ты нам дал!» (Евр. 2, 13). В конце нужно сказать, что тем, у кого дети пошли не по правильному пути, не надо отчаиваться, а необходимо усердно молиться (Мф. 7, 11), уповая на милосердие и безграничную любовь Божию (1 Ин. 4, 8, 11). Для Бога ничего невозможного нет (Мк. 10, 27). А через детей Господь и нас призывает к покаянию и жизни духовной так как «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Аминь.