С ПРАЗДНИКОМ!
16/29 июля – день памяти блаженной Матроны Анемнясевской, исповедницы (Беляковой, 1864-1936)
- 29.07.17
Лидия Сергеевна Запарина (1903-1996)
Матронушка
Это рассказал мне один, ныне уже покойный, епископ.*
В тридцатых годах меня заключили в концлагерь. Я тогда был врачом, и мне поручили в лагере заведование медпунктом. Большинство заключенных находилось в таком тяжелом состоянии, что мое сердце не выдерживало, и я многих освобождал от работы, чтобы хоть как-нибудь помочь им, а наиболее слабых отправлял в больницу.
И вот как-то во время приема работавшая со мною медсестра (тоже лагерница) сказала мне:
- Доктор, я слышала, что на вас сделан донос, обвиняют вас в излишней мягкости по отношению к лагерникам, и вам грозит продление вашего срока в лагере до пятнадцати лет.
Медсестра была человек серьезный, в лагерных делах осведомленный, и поэтому я пришел в ужас от ее слов. Осужден я был на три года, которые уже подходили к концу, и рассчитывал месяцы и недели, отделявшие меня от долгожданной свободы, и вдруг - пятнадцать лет!
Я не спал всю ночь, и когда вышел утром на работу, медсестра сокрушенно покачала головой, увидев мое осунувшееся лицо.
После приема больных она мне нерешительно сказала:
- Хочу вам, доктор, один совет дать, но боюсь, что вы меня на смех поднимете.
- Говорите, - попросил я.
- В том городе, откуда я родом, живет одна женщина, зовут ее Матронушка. Господь дал ей особую силу молитвы, и если она за кого начнет молиться, то обязательно вымолит. К ней много людей обращается, и она никому не отказывает, вот и вы ее попросите.
Я грустно усмехнулся:
- Пока мое письмо будет идти к ней, меня успеют осудить к пятнадцати годам.
- Да ей писать и не надо, вы покличьте... - смущаясь, сказала сестра.
- Покликать?! Отсюда? Она живет за сотни километров от нас!
- Я так и знала, что вы меня на смех поднимете, но только она отовсюду слышит, и вас услышит. Вы так сделайте: когда пойдете вечером на прогулку, отстаньте немного от всех и три раза громко крикните: "Матронушка, помоги мне, я в беде!" Она услышит и вас вызволит.
Мне все это казалось очень странным, но все-таки, выйдя на вечернюю прогулку, я сделал так, как меня научила моя помощница.
Прошел день, неделя, месяц. Меня никто не вызывал. Между тем среди администрации лагеря произошли перемены: одного сняли, другого назначили.
Прошло еще полгода, и наступил день моего освобождения. Получая в комендатуре документы, я попросил выписать мне направление в тот город, где жила Матронушка, так как еще перед тем, как ее покликать, дал обещание, что если она мне поможет, буду поминать ее ежедневно на молитве, а по выходе из лагеря первым долгом поеду и поблагодарю ее.
Пряча в карман документы, я услышал, что два парня, которых тоже выписывали на волю, едут в тот город. Я присоединился к ним, и мы отправились вместе.
Дорогой я начал спрашивать парней, не знают ли они Матронушки.
- Очень хорошо знаем, да ее все знают и в городе, и во всей округе. Мы бы вас к ней свели, если вам нужно, но мы живем не в городе, а в деревне, очень уж нам домой хочется. А вы так сделайте: как приедете, первого встречного спросите, где Матронушка живет, и вам покажут.
По приезде я так и сделал: спросил первого встретившегося мне мальчика.
- Идите этой улицей, - сказал он, - а потом поверните возле почты в переулок, там в третьем доме слева и живет Матронушка.
С волнением подошел я к ее дому и хотел было постучать в дверь, но она была не заперта и легко открылась. Стоя на пороге, я оглядел почти пустую комнату, посередине которой стоял стол, а на нем - довольно большой ящик.
- Можно войти? - громко спросил я.
- Входи, Сереженька, - раздался голос из ящика.
Я вздрогнул от неожиданности и нерешительно пошел на голос.
Заглянув в ящик, я увидел в нем маленькую слепую женщину, неподвижно лежавшую на спине. Лицо у нее было удивительно светлое и ласковое. Поздоровавшись, я спросил:
- Откуда вы знаете мое имя?
- Да как же мне не знать! - зазвучал ее слабый, но чистый голос. - Ты же меня кликал, и я за тебя Богу молилась, потому и знаю. Садись, гостем будешь!
Я долго сидел у Матронушки. Она мне рассказала, что заболела в детстве какой-то тяжелой болезнью, после которой перестала расти и двигаться. В семье была бедность, мать, уходя на работу, укладывала ее в ящик и относила в церковь до самого вечера. Лежа в ящике, девочка слушала все церковные службы, проповеди. Прихожане жалели ребенка и приносили то вкусный кусочек, то одежонку. А кто просто приласкает и поудобнее уложит. Священник тоже жалел девочку и занимался с ней. Так и росла она в атмосфере большой духовности и молитвы.
Потом мы заговорили с Матронушкой о цели жизни, о вере, о Боге. Слушая, я поражался мудрости ее суждений, знанию святых Отцов, ее глубокому проникновению и понял, что передо мной лежит не просто больная женщина, а большой перед Господом человек.
О себе Матронушка сказала, что ее скоро увезут в Москву, и попросила:
- Когда настанет время, что ты будешь стоять перед Престолом Божиим, поминай меня.
Мне не хотелось уходить от Матронушки, и я дал себе слово навестить ее как можно скорее, но не пришлось. Вскоре ее увезли в Москву и поместили в Бутырки, где она и скончалась. По кончине было ей семьдесят с лишним лет".
*Рассказ написан со слов епископа Стефана (в мiру Сергей Алексеевич Никитин; 28.09.1895-28.04.1963)
Епископ Стефан родился в Москве. Отец его матери — архимандрит Сергий Данилова монастыря, затем — епископ Угличский. С.А. Никитин окончил Первую мужскую гимназию у храма Христа Спасителя и Московский университет. В 1918 г. был выпущен без экзаменов и направлен в Среднюю Азию, где работал на малярии. Вернувшись в Москву, стал ординатором проф. Россолимо в нервной клинике МГУ.
Одновременно работал в детском доме для умственно-отсталых детей. Был духовным сыном и помощником священномученика Сергия Мечёва (1892—1942; причислен к лику святых в 2000 г.) в храме свт. Николая на Маросейке в Москве. Решая, выбрать ли путь исследовательской медицины или практикующего врача, обратился к преподобному Нектарию, старцу Оптинскому, который находился в ссылке в с. Холмищи. Старец указал ему путь врача-практика. Будучи по специальности врачом-невропатологом, Сергей Алексеевич на свободе и в заключении, священником и епископом, широко применял свои значительные медицинские познания. Будучи заключен в лагерь в Красной Вишере (Пермская обл.), работал заведующим туберкулезным отделением лагерной больницы. Выйдя из лагеря, Сергей Алексеевич работал врачом в г. Карабаново, а затем в г. Струнино Владимирской обл. Здесь он близко познакомился со свяшенномучеником Афанасием (Сахаровым), который и поставил его на путь священства. После настолования Патриарха Алексия I решил выйти на путь открытого служения Церкви Христовой. После рукоположения о. Сергий служил в городах Курган-Тюбе, Ленинабаде, Самарканде, Ташкенте, Днепропетровске (старшим священником женского монастыря и духовником). Принял монашество в честь прп. Стефана Махрищского. После закрытия монастыря служил в Минске. Был рукоположен во епископа Можайского и назначен управляющим делами Московской епархии, жил при храме Ризоположения на Донской улице в Москве. Затем исполнял обязанности епископа Калужского и Боровского. Скончался на амвоне, произнося проповедь в день свв. жен-мироносиц. Погребен, по его желанию, за алтарем храма Покрова Божией Матери с. Акулова под Москвой (пл. Отрадное Белорусской ж.д.).